14681850_1244504805614438_8198131154106133305_n.jpg

Одним из чёрных мифов, которой порочит советский период нашей страны, является мнение о том, что сталинская индустриализация осуществлялась заключенными ГУЛАГа и система лагерей была основой советской экономики СССР в период правления Сталина. Миф о ГУЛАГе настолько раздули в годы перестройки и «лихие 1990-е», что любые попытки предъявить материал, опровергающий этот миф, встречались буквально в штыки. Александр Солженицын с его фальшивкой «Архипелаг ГУЛАГ» до сих пор является неприкасаемым кумиром российской интеллигенции, принятой на официальном уровне.

Однако реальность далека от домыслов авторов, которые развивают антисоветские и антирусские мифы. Для начала необходимо отметить, что сама идея использования труда заключенных, как и практическое воплощение этой идеи в жизнь, имеет длительную историю и не может быть названа особенностью только советской истории. История практически всех государств планеты, да и Российской империи, даёт весьма значительно число примеров широкомасштабного использования труда заключённых. Основные принципы карательной системы – обязательность труда для заключенных, система зачётов, привлечение осужденных для хозяйственного освоения окраин, существовали уже в Российской империи.

В период с 1917 по 1929 г. труд заключённых в Советском Союзе использовался слабо. В этот период государству просто не нужно было привлекать значительные массы осужденных к труду. Страна переживала период восстановления экономики уровня 1913 года, не было нужды во вводе дополнительных мощностей, в расширении ресурсной базы промышленности и дополнительной продукции сельского хозяйства. Неквалифицированная рабочая сила заключённых могла быть использована на массовых работах, вроде строительных, сельскохозяйственных, горнорудных. Но в 1920-е годы в широкомасштабных работах такого рода не было нужды. В то же время государство испытывало нехватку средств, поэтому искало новые формы организации принудительного труда в исправительной системе, которые могли принести прибыль.

Формирование ГУЛАГа (Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения) было результатом целого ряда экономических и социальных факторов, которые сопровождали процесс форсированной индустриализации и коллективизации. Советская власть хотела достичь максимальной экономии на содержание заключенных за счёт их же труда. Одновременно появилась необходимость расширения сырьевой базы, привлечения дополнительных трудовых ресурсов, для реализации важных проектов в малозаселенных или незаселённых территориях, их хозяйственного освоения и заселения.

Основные вехи на пути создания ГУЛАГа:
— постановление ВЦИК и СНК СССР от 26 марта 1928 года «О карательной политике и состоянии мест заключения». Этот документ направлял органы исполнения наказания на реализацию задач экономического характера;

— 13 мая 1929 года на основе предложений ОГПУ, наркоматов юстиции и внутренних дел РСФСР вышло постановление Политбюро ЦК ВКП (б). Оно положило начало решительному преобразованию уголовно-исполнительной системы. Предлагалось перейти на систему массового применения труда уголовных заключённых (с получением ими заработной платы), которые имели приговор не трёх лет. На основании постановления Политбюро была создана специальная комиссия в составе наркома юстиции РСФСР Николая Янсона, зампреда ОГПУ Генриха Ягоды, прокурора РСФСР Николая Крыленко, наркома внутренних дел РСФСР Владимира Толмачёва и наркома труда Николая Угланова. Практически сразу был принят принцип оплаты труда заключённых, что сразу развевает идею «рабского труда».

— 23 мая 1939 года было принято постановление Политбюро ЦК ВКП (б), которое утвердило решение о коренной перестройке уголовно-исправительной системы. Согласно нему заключённые, имевшие сроки лишения свободы более трёх лет, передавались в исправительно-трудовые лагеря. Те, кто имел более короткие сроки, оставались в ведении НКВД. Тюрьмы переставали быть местом заключения и стали служить только как следственные изоляторы и пересыльные пункты. На ОГПУ возложили задачу организации новых лагерей. Суть реформы уголовно-исправительной системы СССР была в том, что в сфере исправительной функции тюремные методы были заменены на методы внетюремного воздействия путём организации работ в изолированных по географическому принципу лагерях с соблюдением сурового режима. В экономической сфере заключенные должны были трудиться в отдалённых местностях, где из-за отдалённости или трудности работы ощущается нехватка рабочей силы. Лагеря должны были стать пионерами заселения новых районов. Кроме того, Ягода предлагал ряд мер административного и экономического содействия освобождённым, чтобы побудить их оставаться в отдалённых регионах СССР и заселять ими окраины.

На основании постановлений Политбюро 17 июля 1929 г. СНК принял постановление «Об использовании труда уголовно-заключённых», который обязал ОГПУ и другие смежные ведомства срочно разработать комплекс мер по колонизации осваиваемых районов. Для реализации этого плана были выработаны несколько главных принципов. Заключённые, заслужившие своим поведением и отличившиеся на работе, получали право на вольное поселение. Лишённые судом права свободного выбора местожительства и отбывшие срок заключения оставлялись на поселение в данном районе и наделялись землёй.

В конце 1929 года все исправительно-трудовые лагеря (ИТЛ) были переведены на самоокупаемость и освобождены от уплаты подоходного налога и промыслового налога с оборота. Это сняло с государства бремя расходов на содержание заключённых. 7 апреля 1930 г. было издано постановления СНК СССР «Положение об исправительно-трудовых лагерях». 25 апреля 1930 приказом ОГПУ № 130/63 было организовано Управление лагерями ОГПУ (УЛАГ), с ноября 1930 г. оно получило название ГУЛАГ. Его основой задачей было не «истребление народа», как следует из чёрного мифа о ГУЛАГе, а хозяйственное освоение окраинных районов СССР.

В 1933 году был принят новый Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, который закрепил принцип обязательности труда заключённых. Кроме того, Кодекс законодательно закрепил и принцип обязательной оплаты за произведённую работу. Ещё ранее в положении об ИТЛ было отмечено, что все осуждённые получают продовольственный паек в соответствии с характером выполняемой работы. Общее содержание и все виды обслуживания предоставлялись бесплатно. Самым важным методом повышения производительности труда заключённых стала система зачётов: перевыполнявшим установленную норму день работы засчитывался на полтора-два календарных дня срока, а на особо тяжёлых работах – за три. В результате срок наказания мог быть значительно сокращён.

Экономическая роль ГУЛАГа в реализации планов индустриализации
Одним из важнейших направлений экономической деятельности ИТЛ стало строительство путей сообщения. В 1920-е годы в сфере транспортных коммуникаций образовался целый ряд крупных проблем, что отрицательно влияло и на обороноспособность государства. Транспортная система не справлялась с постоянно возрастающим ростом грузовых перевозок, а это ставило под угрозу выполнение не только программ по развитию экономики, но и повышения её безопасности. Государство не имело возможности быстро перебрасывать значительные материальные, демографические ресурсы, войска (эта проблема существовала ещё в Российской империи и стала одной из предпосылок, которые привели к поражению в русско-японской войне).

Именно поэтому в годы первой пятилетки были реализованы крупные транспортные проекты и прежде всего железные дороги, имевшие экономическое и военно-стратегическое значение. Были построены четыре железных и две безрельсовых дороги. В 1930 г. было завершено строительство 29-километровой ветки на Хибинские Апатиты, начата работа по сооружению 275-километровой железной дороги Сыктывкар – Пинега. В Дальневосточном крае ОГПУ организовало строительство 82-километровой железнодорожной ветки Пашенная – Букачачи, на Забайкальской железной дороге в Восточной Сибири – 120 километровый участок железной дороги Томск – Енисейск. Сыктывкар, Кемь и Ухта были соединены трактами длиной в 313 и 208 км. Труд заключённых применялся в тех района, где местное население практически отсутствовало или не могло быть привлечено к основным работам. Эти стройки были направлены на создание экономической базы на окраинных, неосвоенных и стратегически важных регионах страны (главное направление деятельности ИТЛ).

Наиболее популярной стройкой в среде различных разоблачителей эпохи Сталина, было сооружение Беломоро-Балтийского канала, который был построен между 1931 и 1933 годами. Однако реализация этого проекта была напрямую связана с безопасностью Советского Союза. Впервые вопрос о строительстве канала в Советской России был поставлен после переворота Октября 1917 года. Возникла же идея намного раньше, план строительства судоходного канала принадлежал царю Петру и появился во время Северной войны со Швецией. В 19 столетии было разработано четыре проекта строительства канала: в 1800 году — проект Ф. П. Деволана, 1835 г. — проект графа А. Х. Бенкендорфа, 1857 г. — флигель-адъютанта Лошкарёва и 1900 г. — профессора Тиманова (они не были реализованы из-за высокой стоимости). В 1918 году Совет народного хозяйства Севера создал план развития транспортной системы региона. В этот план входило строительство Беломорско-Обской железной дороги и Онежско-Беломорского канала. Эти коммуникации должны были обеспечить экономические связи между Северо-Западным промышленным районом и Сибирью, стать базой для освоения Ухто-Печерского нефтеносного и Кольского горнорудного районов. Однако в ходе Гражданской войны и интервенции, а затем восстановления страны, эти планы были отложены.

В 1930 году Совет труда и обороны СССР вернулся к вопросу строительства канала, что было связано с проблемой безопасности страны – соседняя Финляндия проводила тогда антисоветскую политику и рассчитывала на поддержку других западных государств в борьбе с Советской Россией. Кроме того, биоресурсы СССР на Севере тогда без устали расхищались рядом западных держав, особенно выделялась Норвегия. Этому рыболовному пиратству СССР нечего было противопоставить, так как Северного флота ещё не было (Северная военная флотилия была создана в 1933 году).

Фото Евгения Иванова.

Фото Евгения Иванова.
Фото Евгения Иванова.

facebook

Реклама